Среда, 05.12.2012, 11:26
Приветствую Вас, Гость
Чуть больше года назад я с сыном сидела в кабинете невролога. С каждым его словом я скатывалась в холодную, мрачную бездну: "Ваш ребенок неизлечимо болен. У него аутизм. Типичный синдром Каннера. Возможно, он никогда не заговорит. Он никогда не сможет стать обычным ребенком. Мы не знаем причины, у нас нет лекарств". 
Все. В тот момент моя жизнь казалось полностью разрушенной. Я прошла через все чувства - от нежелания видеть своего ребенка до наивного сна, что прилетают инопланетяне, и говорят, что ребенок нормальный, просто это "их" ребенок. 
Дальше были поиски врачей, которые один за одним ставили всяческие сказочные диагнозы, а в конце смущенно добавляли:"Вы уже оформили инвалидность?". Поиски лекарств. Поиски терапий. 
Я видела, что некоторые ходят к лошадям. Подвод ребенка к лошади ни к чему хорошему не привел. Он ее испугался. О том, чтоб посадить на лошадь, речи не шло. Что еще? Дельфины? Мне пишет моя знакомая, что они поехали к дельфинам, и ребенок сильно испугался большой рыбины. Терапия и отпуск были напрочь испорчены. 
Собаки? Я люблю собак. В детстве воспитывала двух собак. Но как отреагирует ребенок? Я увидела, что ребенок проявил первое неравнодушие к дворовой собака Раде. Мы стали ее кормить с рук. Ребенок стал всегда оставлять полкоржика Раде. Я купила игрушку собаку. На эту игрушку ребенок сказал первое слово и  попробовал колбасу (он ел только кефир!). Так, уверенность, что собаки наше все, во мне крепла. 
Я вышла на форум ретриверистов. Попросила помощи у заводчицы, у которой уже были подросшие, 9 месячные щенки. Спасибо огромное Сусанне (так зовут ту заводчицу), она приезжала со своим щенком к нам домой, я наблюдала реакцию сына. Не все было идеально, но после встречи еще одно слово! 
Так что путь был наш. К тому времени я, конечно, прочитала про Солнечного пса, и определилась с породой собаки - голден ретривер. Моему характеру больше подходят овчарки, но раз успешный опыт работы с голденами, я решила выбрать именно их. Надо сказать, эта порода удивительна. Дрессировка и работа с голденом сильно отличается от дрессировки восточно-европейкой овчарки. Если последняя может долго выполнять монотонные команды, то к голдену нужно было искать подход буквально на каждое упражнение, нужно было учитывать, в каком он настроении и состоянии. В общем, творческой работы было много. Зато есть у этих собак такие качества, как самостоятельность в принятии решений. Ниже напишу примеры самостоятельной работы моей собаки.
 Наша заводчица, Юля, сама случайно на форуме нашла нас. Предложила щенка, 3,5 месяцев. Оказалось, мы живем в соседних домах. Встретились. Тесты я не проводила. Просто посмотрела в глаза щенка (так делать категорически не надо!:)). И взяли. 
Щенок быстро у нас освоился - голдены - собаки, которые легко срабатываются с разными людьми. На второй или третий день пребывания собаки в доме, у ребенка началась истерика. Кто не знает, у аутят истерика может возникать даже на незначительный раздражитель (например, сполз носок), и понять причину не всегда удается. И истерика длится долго, и как помочь, не знаешь. Я без сил опустилась на пол около ребенка, чтобы в случае чего, обезопасить его. Для родителей это очень страшные минуты. Я подумала - "Ну все, счас щенок впадет в жуткий стресс, забьется куда нибудь". Но к моему удивлению, Карат пришел из другой комнаты, и сел поодаль от ребенка. Он все сделал очень правильно - если б он сразу придвинулся к  ребенку, это бы вызвало еще более сильную волну плача. И Карат стал, сидя на попе, по сантиметру, приближаться к сыну. Я с удивлением наблюдала за происходящим, и только про себя умоляла щенка работать дальше.  Очень незаметно, но настал момент, когда ребенок, дернув ногой, попал в теплую и мягкую шерсть собаки. Это ощущение моментально вывело его из истерики, он поднял голову, и в этот момент Карат уже знал, как действовать дальше - он подбежал к своему маленькому хозяину, и стал тыкаться в него холодным носом, отчего ребенок рассмеялся. И таких моментов у нас было много. Когда ребенок плачет, Карату срочно нужно идти именно туда. Этому не научишь. Это не дрессировка. Это какие то врожденные качества, которые,к  сожалению, пока никто не сохраняет целенаправленно (у нас в стране). 
Когда я представляла, как будем жить, в моем воображении  была такая идиллия - я, ребенок и собака гуляем по лесу (благо он за домом), я учу собаку, учу ребенка, и все прекрасно занимаются, я счастлива. 
Но реальность внесла свои коррективы.  Первый совместный выгул, и полное фиаско. У моего ребенка есть "маршруты". Мы с собакой в этот маршрут не попадали, ибо он лежал к супермаркету. Долгие уговоры, мои слезы, ребенкина истерика, я тащу обоих - орущего ребенка под мышкой, щена, не привыкшего ходить рядом на поводке. Другой наш поход заканчивается еще более печально. У ребенка стерто чувство страха. Мы встречаемся со стаей бродячих собак. Они охраняют свою территорию, и набрасываются на нас. Ребенок бежит к ним навстречу. Я кричу со всех сил, не зная, кого вперед оттаскивать - ребенка или собаку. В смысле, собаку, - т.к. она главный для них раздражитель. В общем, чудом выходим не покусанными. Ребенок застревает на моей эмоции, и теперь на каждой прогулке идет туда. Мое несогласие - истерика-ребенок под мышкой, щенок на поводке. 
В общем, прогулки я разделила. Учила раздельно обоих - ребенка и собаку - взаимодействовать друг с другом. Только потом соединяла их.
Причем соединение произошло месяцев в 6-7 собакиных. Но до сих пор  прогулки, на которых занимаемся с собакой -  отдельно. Только прогулки без дрессировки собаки вместе. 
Дальше я поняла, что сама я не справлюсь. Пригласила кинолога, это оказался очень талантливый кинолог, который к каждой нашей ситуации находил свой подход. Когда его подходов не хватало, уже включала свою голову я, и что то получалось у меня, он говорил, что так не делают, но если сработало, то слава Богу. 
Шаг за шагом я воспитывала своего щенка. 
Основная дрессировка, которую рекомендую при воспитании щенка для ребенка - ОКД. Наш кинолог сразу сообразил, что нужно: в треминах кинологов -тренировка выдержки, отсутствие агрессии и полное послушание. Надо сказать, что собака для канистерапии готовится несколько иначе, чем остальные. Иногда даже жесткими методами, но именно они дают лучший результат - например, не стоит пугаться ЭШО. ЭШО может быть полезным, т.к. собака получает негатив не от человека, и впоследствии от человека не шарахается. 
Да, с аутизмом. Я НЕ СОВЕТУЮ ЗАВОДИТЬ СОБАКУ. Только если  есть огромное желание, время, возможности (финансовые - на кинолога, корм, ветеринаров, временные - прогулки, занятия с собакой, нужно, чтобы ребенку было с кем остаться) и способности работать с собакой. Я сначала не понимала критику  Татьяны Любимовой по поводу содержания собаки рядом с аутистом -  а это были очень разумные советы. Когда поработала с несколькими аутятами, поняла. И придерживаюсь ее точки зрения. Не нужно заводить собаку. Когда мы завели, я понимала риски. И все равно ходили по лезвию ножа - у ребенка намечался сильнейший откат и развитие сильнейшей фобии собаки. В тот момент я их максимально развела, даже территориально - по разным комнатам, занималась с каждым отдельно, прорабатывала нежелательное поведние с двух сторон - а оно возникает, как у ребенка, так и у собаки (несмотря на все красивые описания в интернете, какая замечательная собака голден). К этому нужно быть готовым. Именно в этот момент у родителей может возникнуть мысль" а нафига козе баян", и собака идет на переустройство. Я против. Я за ответственные решения.
Что сейчас. Сейчас мы работаем с детьми, проводим тестирования собак, и к работе допускаются только собаки, прошедшие тестирование и дрессировку. Я изучаю опыт российских и зарубежных коллег. Больше мне нравится опыт поляков.  У них канистерапия является медицинской услугой, включенной в обязательное мед. страхование. У них мощная методическая база.  
15.04.2012, в праздник Пасхи, прошло первое в нашем городе тестирование на собак терапевтов. Такие тестирование проводятся сейчас регулярно, раз в месяц, по мере набора группы желающих протестировать собак.
 Сейчас Карат занимается с группой детей (занятия пока индивидуальные). В группе дети с диагнозами аутизм, ЗПР, ЗРР, ДЦП. В последующем планируем заниматься и с детками  с синдромом дауна, и с нарушением слуха и зрения.
Да, самое позитивное - мой ребенок прошел комиссию у муниципального психиатра и медицинского психолога. У нас они уже не нашли даже отставания в психическом развитии!!! Осталось речевое, но оно прет в гору, хотя да, ниже возраста. Но и такие успехи ожидать от ребенка, который 3 года жил в своем мире, не смотрел ни на кого, не воспринимал речь, не говорил, ел один кефир, у которого были определенные маршруты и сплошные истерики.
В работе я использую теорию АВА терапии (я прошла "Курс обучения методу АВА для работы с детьми с аутизмом"). Бихевиоризм (АВА-это бихевиоризм) лежит и в основе дрессировки собак (например, книга "Не рычите на свою собаку"). Очень полезная методика для обучения любых детей, и просто не заменима для обучения детей с особенностями развития, когда они могут информацию не слышать, не воспринимать, не понимать.
Также в работе использую теорию "О построении движений" А.Н. Бернштейна. Именно она объясняет воздействие собаки на ребенка:  http://www.maximova.org/ 
В планах развитие канистерапии в Новосибирске - проведение методических и обучающих семинаров для всех заинтересованных специалистов, привлечение волонтеров к работе со своими собаками, привлечение врачей, неврологов, психиатров к анализу результатов данной терапии (уже сейчас сотрудничаем с ведущими неврологами и психиатрами города). Также в планах постоянное обучение и развитие как  себя, так и собак, которые работают с детьми.