Лапа в ладошке Благотворительный фонд Канистерапии - Все о наших занятиях
Воскресенье, 04.12.2016, 03:11    

Все о наших занятиях

Что такое канистерапия?
Канистерапия - это метод усиливающий эффективность развития личности, образования и реабилитации, в которой мотиватором является специально отобранная и обученная собака, проводимая  квалифицированным канистерапевтом.      
 
Кому подойдут занятия канистерапией?
Занятия канистерапией могут подойти детям с такими нарушениями как аутизм, аутистические расстройства, ДЦП, задержка речевого и психоречевого развития, задержка умственного развития, дети с СДВГ, а также для всех других особенностей  в развитии ребенка.
Мы рекомендуем перед занятиями проконсультироваться у лечащего врача о возможности прохождения данной терапии.
 
Противопоказания к занятиям с собакой:
- аллергия на собаку
- открытые раны
- заболевания кожи
- инфекционные заболевания
- паразиты
- повышенная температура
 
 .
Какие есть формы проведения канистерапии?

Встреча с Собакой (ВС)  занятия с собакой с целю создания позитивного контакта между участниками и собакой. Во время спонтанной, весёлой игры (под руководством ведущего) участники привыкают к контакту с собакой, гладят её, дают команды. Заданием занятий ВС является передача положительных эмоций участникам, получение удовольствия от общения с собакой, преодоление страха в отношениях с окружающей средой. Занятия стимулируют развитие органов чувств и восприятия, позволяют отвлечься от окружающей реальности. В зависимости от потребностей подопечных, занятия имеют форму индивидуальных встреч или групповой работы. Могут проходить в форме одноразовых встреч или цикличных занятий. Длительность обычно не определяется однозначно. 

 Обучение с Собакой (ОС) целью занятий является улучшение интеллектуальной и познавательной сферы ребёнка, что требует определённой подготовки (сценария), а также знаний и умений выходящих за пределы ВС. Поэтому их выделили в отдельной форме. Собака используется в качестве « научного помощника», мотивирует к обучению и благодаря созданию благоприятных условий увеличивает возможность усвоения знаний. Ребёнок охотнее запоминает содержание, героем которого является его новый друг – собака.  Занятия проходят в группах  или индивидуально. Они имеют определённый сценарий, реализующий программу обучения.                                                                                          

Терапия с Собакой (ТС)   это комплекс упражнений, направленных на конкретную, запланированную реабилитационную цель. Характеризуется индивидуальным подходом к каждому участнику, его возможностям и потребностям. ТС полностью документируется: на каждого участника заводится информационная карта и карта протекания (прохождения) занятий, в которой записывается вид проводимых упражнений а также их эффекты. Это позволяет периодически проверять эффективность подобранных методов. ТС является развивающей системой, т.е. в зависимости от меры достижения успехов в реабилитации применяется постепенное увеличение трудностей. Самой эффективной формой ТС являются индивидуальные занятия или занятия в очень маленьких группах (обычно не более 3 человек).                                                                                                        

                        
 
Каковы механизмы воздействия терапии?
К сожалению, пока что этот вопрос в стадии изучения. Несомненным является тот факт, что собака служит мотиватором для ребенка. Так, дети с ДЦП, следуя за собакой, начинают ползать, подниматься и ходить. Дети с аутизмом могут начать контактировать с этим миром через собаку. Поэтому на занятиях с собакой процесс обучения новым навыкам, будь то навык говорения, или навык ходьбы, или навык одевания, может проходить быстрее. Кроме этого, если брать во внимание теорию о построении движений Бернштейна, собака хорошо может достраивать уровень А, построение которого необходимо для развития речи ребенка (уровень С). Подробнее о теории: http://www.maximova.org/
Действенность этой теории подтверждают мои наблюдения - после упражнения "коврик", где ребенок лежит рядом или на собаке, снижается не только тревожность, но и может начаться развитие речи через какое то время (эмпирические данные не собраны, поэтому нельзя  утверждать, что это произойдет у всех, или в большинстве случаев. Однако надежда есть) . Кроме того, на занятиях дети, у которых уровень А, уровень глубокой чувствительности западает, требуют (даже аутята), чтобы упражнение "коврик" повторили, а также подставляют собаке разные части тела, или трутся ими о собаку.
Если брать теорию ролевых отношений, то собака может играть роль ребенка, и в таком случае, дуэт  ребенок-ребенок - благотворная почва для формирования взаимодействия.
Также собака -терапевт может самостоятельно находить пути реабилитации ребенка. В разделе "Как все начиналось" я описала пример, как работала моя собака с ребенком. На занятиях я  частенько замечаю, как собака по разному работает с детьми -с гиперактивными она тормозит, с малоподвижными и эмоционально не включенными детьми, наоборот, резво прыгает в поле зрения ребенка, может подталкивать руку, чтобы ребенок ее погладил, или тихонечко сидит рядом, пока ребенок не осмелится к ней притронуться. 
 
Каких результатов можно ожидать?
Волшебной таблетки не существует. Так и данная терапия не заменит другие терапии. Ее преимущество в том, что практически отсутствуют противопоказания и побочные эффекты. Ребенок в любом случае получает позитивные эмоции, а это уже очень много для ребятишек с особенностями в развитии. Накопленных собственных исследований у нас пока нет, поэтому утверждать, что разовьется речь, снизится тревожность, ребенок пойдет, ребенок будет учиться в общеобразовательной школе - это значит обмануть Вас. То, что собака некоторым детям помогает полностью, или частично решить их проблемы - это не означает, что также этот метод сработает и на другом ребенке. Но вместе с этим, такие случаи дают надежду.
 
Как проходят занятия?
Перед началом занятий канистерапевт знакомится с историей развития ребенка, развитием его навыков и умений на данный момент.
На основании собранных данных канистерапевт разрабатывает программу занятий для данного ребенка. 
На первых  занятиях ребенок знакомится с собакой, если есть фобия собаки, идет работа с этой фобией. Устанавливается контакт и сотрудничество ребенка с канистерапевтом. Задаются правила работы.
В ходе работы могут применяться такие упражнения, как ходьба с собакой, преодоление препятствий с собакой (хождение змейкой, повороты, барьеры, тоннели и проч.). Управление собакой с помощью речи или жестовой речи. Поглаживание собаки. Расчесывание собаки. Управление движением собаки с помощью поводка. А также разнообразные другие упражнения, способствующие развитию тех или иных навыков ребенка (используется и сюжетные игры, и подвижные игры, и академические упражнения).
Длительность занятий   30 минут. Бывают ситуации, когда занятия нужно закончить раньше - при быстрой утомляемости ребенка, когда формируется сотрудничество с ребенком, и важно поймать позитивное поведение ребенка и закончить именно на нем, чтобы его закрепить.
Очень желательно участие  родителей в реабилитационном процессе. 
 
Кто проводит канистерапию в Новосибирске? Кто готовит собак? 
Специалист канис-терапевт  Доровских Надежда.
Базовое образование - психологическое.
Курсы и доп. обучение:
"Курс обучения методу АВА для работы с детьми с аутизмом" (сертификат) Преподаватель: Эрц Ю., сертифицированный поведенческий аналитик, МА, ВСВА, Израиль
"Курс по теории уровнего построения движений" (сертификат). Преподаватель: Максимова Е.В. г. Москва
Клинический семинар по диагностике расстройств аутистического спектра при помощи Плана диагностического обследования при аутизме (ADOS)
Семинар "Информационный марафон по инклюзии и коррекционной работе с детьми аутичного спектра" (Группа "Суламот")
Семинар "Помощь детям с тяжелыми нарушениями речи. Вопросы диагностики и реабилитации" (О.С. Жукова, директор центра развития и абилитации "Логопед Профи")
 
Собак готовит Салимбаев Ульмас, кинолог, инструктор по подготовке собак средств реабилитации (удостоверение 8-14).
 
Подготовленных собак, имеющих сертификаты собак как средств реабилитации: 4.
 
Техника безопасности на занятиях
Очень важно при работе собаки с детьми строго соблюдать технику безопасности.
Мы неукоснительно придерживаемся следующих правил:
1. Собака может быть допущена к работе с детьми только после проведения сертификационного тестирования.
2. Собаки допускаются к занятиям только в отличной физической форме, без  соматических заболеваний.
3. Собаки, работающие с детьми,  регулярно, раз в месяц проходят осмотр ветеринара на отсутствие паразитов. Собаки проходят обязательную вакцинацию согласно графика прививок. 
4. Все время работы собака находится на мягком поводке (или в шлейке с жестким поводом - при работе с не ходящими детьми).
5. Во время работы собака и ребенок все время находятся на расстоянии вытянутой руки от канистерапевта или волонтера.
7. Собака перед занятием должна быть помыта.
 
 
Где проходят занятия
Занятия проходят в Академгородке и в городе (правый берег)
 
Как попасть на занятия? Как попасть на тестирование с собакой? Можете ли вы оказать помощь в выборе щенка?
Для того чтобы записаться в очередь на занятия, нужно отправить СМС на номер 8 913 908 0299 В СМС указать информацию: Имя ребенка, возраст, осн. диагноз, и ОБЯЗАТЕЛЬНО! - город или Академгородок. 

Огромная просьба, если возникла необходимость позвонить по указанному телефону, сделайте это после 19-00 по новосибирскому времени. Спасибо! 

Пишите вопросы в наших группах, а также там много материалов, книг, тестов: 

Группа В контакте: https://vk.com/club38520981 

Группа в Фейсбуке:   
https://www.facebook.com/groups/569290723112850/
 
 
Также, если хотите стать волонтером, подготовить собаку, или хотите стать канис-терапевтом (а также пройти практику - для учащихся ВУЗов) -  пишите в группах, или звоните по указанному телефону (большая просьба после 19-00).
 
Анонсы предстоящих дат тестирования будут в разделе "Новости".